Говорит, но не показывает Москва!

В октябре 2008 года на сайте одного из украинских операторов кабельного телевидения появилось объявление: "Уважаемые абоненты! Пожалуйста, обратите внимание на информационное сообщение о внесении изменений в перечень программ услуги доступа к телевизионным программам с 1 ноября 2008 года". Это решением Национального Совета по телевидению и радиовещанию с 1 ноября 2008 года была запрещена трансляция ряда российских телевизионных каналов.

Из новейшей истории запретов

В годы Второй Мировой войны в захваченной немецкими фашистами Чехословакии под страхом смертной казни был запрещен прием радиопередач из других стран, и людям приходилось демонтировать некоторые радиодетали в своем приемнике чтобы сделать его непригодным для приема сигналов радиостанций, работавших в диапазоне коротких волн. "По вечерам, при полном затемнении окон, мы тайно слушали Лондон, "Голос Америки" и Москву по радио - и то с помощью незаконно встроенного устройства, так называемой "черчиллки", которую изготовил наш дядюшка Ваша, учитель физики и математики в турновской гимназии. А на большой карте Европы мы отмечали цветными булавками как, судя по всему, продвигалась линия фронта" - вспоминала то время жительница небольшого чешского селения Милана Шолкова. На оккупированных фашистами территориях простые люди, - не солдаты и не партизаны, - рискуя жизнью все равно слушали радио. Даже узники концлагерей из чего только можно было мастерили самодельные радиоприемники чтобы знать правду.

Срочную службу в армии я проходил в 1988-89 годах в составе Группы Советских войск в Германии (ГСВГ). Наш 28-й отдельный полк радиоэлектронного подавленя воздушных целей располагался к западу от Берлина, на окраине местечка Шенвальде. Там и состоялось, можно сказать, мое первое знакомство с кабельным телевидением. Ничего особенного, просто вдали от Родины для военнослужащих и их семей это был единственный способ смотреть наши телепередачи. Сигнал с установленной на крыше офицерского клуба спутниковой антенны, после преобразования в частоту одного из каналов диапазона метровых волн, по кабелю подавался в гарнизонные квартиры офицеров и в солдатские казармы. Таким образом транслировалась лишь Первая программа Всесоюзного телевидения. Хорошо помню, как по воскресным дням, сразу после завтрака, в 9 часов по местному времени, то есть в 11 часов по московскому, солдаты собирались в ленинской комнате у телевизора чтобы посмотреть "Утреннюю почту", а в другие дни по вечерам - программу "Время" и какой-нибудь фильм. Это было время первой крови в Нагорном Карабахе, вывода советских войск из Афганистана, а летом 1988-го все смотрели Чемпионат Европы по футболу, в финале которого сборная СССР проиграла голландцам.

Служба в Германии отличалась тогда тем, что солдат в увольнительные не пускали, и выходной воскресный день можно было провести лишь не выходя за пределы гарнизона, а проще говоря - не выходя за охраняемый забор. Не удивительно, что большим соблазном для солдат было желание если не страну другую, так хоть иностранные телепередачи посмотреть. До Западного Берлина с его оккупационными зонами было рукой подать, поэтому, воткнув в антенное гнездо кусок провода, кроме телепрограмм из ГДР и ФРГ, можно было еще и американские смотреть. Еще больше возможностей для просмотра давали появившиеся тогда ДМВ-приставки. Офицеры из политуправления полка не имели права закрывать глаза на такую вольность в выборе телеканалов и меры принимались. Поскольку телевизоры в ленкомнатах стояли унифицированные, типа 3УЛПТ-50-III "Весна-308", то есть ламповые и с барабанным переключателем каналов, то сначала с телевизоров просто поснимали ручки переключения каналов, а отверстие в передней панели на их месте заклеили бумагой и опечатали. Задняя крышка телевизора также опечатывалась.

Нашу "черчиллку" изготовил тогда токарь ремонтного взвода. Переключатель телевизионных каналов (ПТК) черно-белых ламповых телевизоров имел одну особенность - лыска на оси барабана под ручку переключения была почему-то на обоих концах оси. Напротив ПТК в задней крышке телевизора можно было выломать пару пластмассовых ребрышек вентилляционной решетки и в отвертие от них вставить "удлиннитель" ручки переключения. Такой удлиннитель представлял собой стальной стержень с насадкой под лыску на оси барабана ПТК на одном конце, и лыской под ручку переключения - на другом. Это и была наша "черчиллка". Какое-то время по ночам мы смотрели зарубежные телепрограммы как ни в чем не бывало. Но то ли забыли однажды перед выключением телевизора установить ПТК опять на нашу программу, то ли провод в антенном гнезде забыли, а кто-то из офицеров обо всем догадался. Тогда мне, как радиомастеру ремвзвода, было приказано изъять из всех ПТК "лишние" планки с контурными катушками, с тем, чтобы оставить лишь необходимые для приема только одной Первой всесоюзной телепрограммы. В полку РЭБ* офицеры в телевизорах тоже кое-что смыслили.

Пушкин против Геббельса

"Никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли. Никакая власть, никакое правление не может устоять противу всеразрушительного действия типографического снаряда", - писал А.С.Пушкин в обоснование и защиту цензуры, хоть сам не мало претерпел от нее. К "типографическому снаряду" технический прогресс присовокупил куда более мощные средства влияния на мысли и настроение людей: радио, телевидение, интернет. И если действие печатного слова в пушкинское время уже было "множественно и повсеместно", то как русский поэт оценил бы силу воздействия сегодняшних электронных средств массовой информации? "Всякое правительство в праве не позволять проповедовать на площадях, что кому в голову придет...", но вопрос теперь еще и в том, на каких нравственных позициях стоит само правительство. Когда А.С.Пушкин писал эти слова, понятия совести, чести и человеческого достоинства имели куда более четкие очертания, а единственной задачей предварительной цензуры было охранение нравственных и государственных устоев христианской монархической России. "Но надлежит защитить новое, возростающее поколение, еще не наученное никаким опытом и которое скоро явится на поприще жизни со всею пылкостию первой молодости, со всем ее восторгом и готовностию принимать всякие впечатления. Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего Отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла", - предупреждал поэт.

О необходимости и пользе запрета судить можно по цели, которую он преследует. Если какой-нибудь простой инструмент в руках человека совестливого и разумного служит к созиданию, то в руках безумца он может стать опасным орудием убийства. В XX-м веке фашисты, пользуясь свободой слова, смогли своими идеями пленить разум многих европейцев, в результате чего во Второй Мировой войне погибли десятки миллионов людей. Поэтому запрет на пропаганду подобных идей нельзя не признать правильным и необходимым.

Но так же, как со свободой слова, обстоит дело и с цензурой. В руках фашистов она становится инструментом тотального подавления инакомыслия как такового, инструментом навязывания людям определенной, имеющей исключительно идеологические задачи, точки зрения на историю и происходящее сегодня. Вообще все апологеты человеконенавистнических идей в XX-м веке сначала пользуются свободой слова для доступа к людской аудитории, но по достижении желаемого, то есть ничем не ограниченной власти, эту свободу быстро и цинично уничтожают.

Одно лишь несоответствие слова нравственным критериям, к которым, безусловно, относится и правдивое освещение общественных событий, как современных нам, так и в ретроспективе истории, может быть основанием для цензурного запрета. В случае с запретом на трансляцию российских телевизионных программ Национальный Совет по телевидению и радиовещанию Украины очевидно действует не по этим критериям, а исключительно по национально-государственному и языковому признаку. Таким образом, этот запрет - не что иное, как проявление фашизма. Украинский национализм, не имеющий твердого основания в украинском обществе, перевирая нашу историю, пытается создать хотя бы видимость этого основания, а запрещенные российские телеканалы просто мешают нашим доморощенным нацистам лгать напропалую до победного конца. Ведь "Ложь должна быть тотальной!" - говорил рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс, понимая, что и одного слова правды порой достаточно, чтобы ложь перестала действовать на умы и сердца людей.

"Это жизнь. А в жизни нет зрителей".
(Юлиус Фучик, "Репортаж с петлей на шее")

"Я в ужасе от пошлости и сцен насилия, которые пришли в наши дома вместе с голубым экраном. Это заставляет меня думать: а стоило ли ради этого создавать телевидение? Во всяком случае, я смотреть его почти перестал", - говорил изобретатель электронной системы телевидения, и телевизора в частности, уроженец Мурома Владимир Козьмич Зворыкин. В его доме не было телевизора, а наиболее ценной принадлежностью этого крупнейшего рабовладельца нашего времени Владимир Козьмич назвал... выключатель. Как тут не вспомнить пушкинские слова о значении воспитания!

Если телевизор нужен вам чтобы развлечься и убить время, то от упомянутого в начале решения Национального Совета по телевидению и радиовещанию вы почти не пострадали. Поэтому попавшие под запрет российские телепрограммы все-таки жаль.

"Блаженны алчущие и жаждущие правды". (Мф. 5,6) Один из способов выбраться из информационной душегубки прост и доступен практически каждому, хотя и требует некоторого усилия над собой и гражданского мужества, - слушайте передачи российских радиостанций! В диапазоне длинных волн на частоте 198 кГц слышен "Маяк". Расположенный в окрестностях Краснодара мощный средневолновый передатчик транслирует на частоте 1089 кГц передачи "Голоса России", жители восточных районов Украины могут слушать их с вполне приемлемым качеством. То же можно сказать и о мощном передатчике под Волгоградом, транслирующем "Маяк" на частоте 810 кГц. Нередко "Маяк" слышен по вечерам на частоте 774 кГц - это работает передатчик под Воронежем. А в западной части Украины по ночам хорошо принимается сигнал передатчика "Голоса России" из Хеннингсдорфа - западного пригорода Берлина. Новости из России можно слушать также на частотах 567 кГц и 873 кГц. На частоте 846 кГц выходят в эфир духовно-просветительские передачи радиостанции "Радонеж". "Радио России" и "Голос России" можно найти и на коротких волнах. Не выбрасывайте свой старый радиоприемник, в котором еще не было FM-диапазона. И присмотритесь повнимательнее, - в современных музыкальных центрах, кроме FM, есть еще AM-диапазоны средних и длинных волн. А получить консультацию как ими пользоваться можно на некоторых радиолюбительских Internet-форумах.

У радио хорошие антифашистские традиции. Ленинградская поэтесса Ольга Берггольц в годы Великой Отечественной войны проработала на радио почти все дни блокады Ленинграда, ее голос стал родным всем жителям и защитникам так и не сдавшегося немецко-фашистским захватчикам города. "Руда армадо! На помоц! На помоц!" ("Красная Армия! На помощь!") - звала по радио восставшая против фашистов в начале мая 1945 года Прага. "Прилипнув к радиоприемнику, я проводил ночи - ставни задраивались, комендантский час, затемнение, ореол вокруг радио был единственным источником света - и слушал сообщения, которые "Радио Лондон" передавало партизанам", - вспоминал свое детство итальянский писатель и публицист Умберто Эко в антифашистском эссе, которое он заканчивает так: "Утром 27 июля 1943 года мне сказали: по радио объявили, что фашизм пал и Муссолини арестован... Фашизм до сих пор около нас, иногда он ходит в штатском. Было бы так удобно для всех нас, если бы кто-нибудь вылез на мировую арену и сказал: "Хочу снова открыть Освенцим, хочу, чтобы черные рубашки снова замаршировали на парадах на итальянских площадях". Увы, в жизни так хорошо не бывает! Фашизм может представать в самых невинных видах и формах. Наш долг - выявлять его сущность и указывать на новые его формы, каждый день, в любой точке земного шара. ... Пусть же нашим девизом будет: так не забудем".

*РЭБ (аббр.) - радио-электронная борьба. Войска РЭБ составляют подразделения специального назначения, в числе задач которых радиоперехват, постановка радиопомех и пр.

Иллюстрации (вместо послесловия):

Лица фашистских бонз гитлеровской Германии знакомы нам по целому ряду художественных и документальных фильмов, которые на телеэкранах вовсе не редкость. И как-то притупляется нравственное чувство того, что эти люди - кровожадные мерзавцы, развязавшие мировую бойню невиданных масштабов. На их совести десятки миллионов людей, чья жизнь оборвалась на полях сражений и в застенках гестапо, под бомбами и в газовых камерах концлагерей. Сколько людей было расстреляно и сгорело заживо в результате карательных акций эсэсовцев, умерло от голода и холода в блокадном Ленинграде! Сколько детей остались сиротами, и жен - вдовами! А на сегодняшних телеэкранах - улыбающиеся лица людей в форменной одежде со свастикой на рукаве...

Давайте вспомним и другие лица - лица антифашистов, тех, кто умел любить жизнь и людей. Слева по порядку сверху вниз:

  1. "Голубь мира" и его автор - испанский художник Пабло Пикассо.
  2. Митрополит Сурожский Антоний (Блум). В годы Второй мировой войны, уже будучи тайным православным монахом, - врач французского Сопротивления.
  3. Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, его книги нацисты жгли на кострах.
  4. Эрнест Хемингуэй - лауреат Нобелевской премии за 1954 год, работал военным корреспондентом в охваченной гражданской войной Испании и во время высадки союзников в Нормандии в 1944-м году.
  5. Австрийский писатель Стефан Цвейг. В 1936-м году вышла его книга "Совесть против насилия", в которой писатель, рассказывая о событиях и людях далекого средневековья, дает возможность читателю самому увидеть аналогии с фашистскими порядками гитлеровской Германии. И читатель его понял.
  6. Антуан де Сент-Экзюпери - французский писатель и военный летчик. Погиб возвращаясь с боевого вылета в 1944-м году.
  7. Английский писатель Джордж Оруэлл.
  8. Французский писатель Ромен Роллан - лауреат Нобелевской премии за 1915-й год.
  9. Юлиус Фучик (портрет работы М.Швабинского) - чешский писатель и журналист, автор написанной в гестаповской тюрьме книги "Репортаж с петлей на шее". Казнен фашистами осенью 1943-го года.
  10. Немецкая писательница Анна Зегерс.
  11. Немецкий писатель и драматург Бертольд Брехт.
  12. Немецкий писатель Томас Манн - лауреат Нобелевской премии за 1929-й год.
  13. Армин Вегнер. В 1933-м году написал открытое письмо Гитлеру в защиту евреев.
  14. Итальянский писатель и публицист Умберто Эко.
  15. Мемориальная доска на стене дома по ул.Рубинштейна, 7 в Санкт-Петербурге, где жила и работала Ольга Берггольц - автор слов мемориальной надписи на Пескаревском кладбище, на котором похоронены погибшие в блокаду ленинградцы: "Никто не забыт, ничто не забыто!"

Справа - советские плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-45 годов.

Внизу, слева направо:

  1. Радиопередатчик, собранный бойцами французского Сопротивления из доступных деталей. Телеграфный ключ - от немецкой армейской радиостанции.
  2. Немецкий носимый под одеждой радиопеленгатор. Использовался гестапо для поиска скрытой радиоаппаратуры.
  3. Немецкий пеленгатор P57N. Устанавливался в автофургоне и использовался для определения местонахождения скрытых радиопередатчиков и радиоприемников.
  4. Старый ламповый красавец радиоприемник "Мир-154" прекрасно вписался в нишу шкафа вместо телевизора.
  5. Индикатор точной настройки радиоприемника "Мир-154".
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Антишумовая ферритовая антенна "Олуша-10"

Антенна изготавливается на один из частотных диапазонов:

ДВ (153..279 кГц)
СВ (531..1611 кГц)
160..80м (1,8..3,8 МГц)

Антенный усилитель на паре подобранных полевых транзисторов J310 имеет выходное сопротивление 50 Ом.

2000 руб.